Другой путь. Какая ситуация сегодня с профессиональным образованием и какие изменения ждать

Другой путь. Какая ситуация сегодня с профессиональным образованием и какие изменения ждать
Другой путь. Какая ситуация сегодня с профессиональным образованием и какие изменения ждать

Согласно данным Государственная служба занятости, до полномасштабного вторжения более 50% официально зарегистрированных безработных людей имели высшее образование.В то же время государство инвестирует миллиарды гривен в подготовку специалистов с высшим образованием, которые не востребованы на рынке труда. Действительно ли Украина может себе это позволить?

«Это наталкивает на мысль, что потребности рынка труда не покрываются. Но сейчас есть огромное количество релокированных предприятий, разрушены крупные промышленные гиганты на Востоке и Юге , а десятки тысяч ветеранов и эвакуированных граждан будут вынуждены приобретать новую профессию. Рынок труда меняется из-за последствий» войны. А качественное профессиональное образование должно стать ответом на проблемы в экономике», – говорит Валентина Полторак , менеджерка Швейцарско-украинского проекта DECIDE.

По словам Дмитрия Завгороднего , заместителя министра образования и науки Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации, во время полномасштабного вторжения статистика поступления в профтехи постепенно меняется.

«Процент девятиклассников, выбирающих профессиональное образование, увеличился. Кроме этого, существенно увеличивается количество взрослых, выбирающих обучение в профтехах. В первую очередь из-за программы обучения по ваучерам Государственной службы занятости. Более 13 тысяч человек, среди которых внутриперемещены, ветераны, безработные, получили возможность получить профессию бесплатно. И мы надеемся, что этот тренд будет и дальше развиваться», – рассказывает Завгородний.

Мы пообщались с Дмитрием Завгородним и Валентиной Полторак о том, какие вызовы в профессиональном образовании сейчас, как она должна измениться вскоре, почему выпускники предпочитают высшее образование, которым должна быть профессиональная ориентация и что и с квалификацией преподавателей в профтехах.

Какие вызовы в профессиональном образовании сейчас
Дмитрий Завгородний выделяет несколько вызовов, которые сейчас есть в профессиональном образовании:

Устаревшая инфраструктура
Оборудование учебных заведений, предприятий, фабрик, заводов, магазинов, кинотеатров и так далее требует списания и обновления. Особенно, если любое из этих предприятий работает уже 50–70 лет. . Мы можем увидеть деревянные окна, неэффективные с точки зрения коммунальных услуг здания, мебель, которой более 50 лет», – говорит Дмитрий Завгородний.

Непривлекательность и устаревшая учебная заведения, по его словам, приводит ко многим другим проблемам.

Общая непопулярность и стигматизация технических профессий – культ высшего образования.
Речь идет прежде всего о неприятии родителями того, что профессиональное образование может вести к карьерному успеху. Профессиональное образование ассоциируется скорее с чем-то отрицательным, чем одной из траекторий на пути человека.

Далеко не все успешные люди или получающие высокие зарплаты имеют высшее образование. К примеру, зарплата сантехника в Киеве выше средней зарплаты в Украине. В то же время 80% украинцев имеют высшее образование. То есть 30% из них зарабатывают меньше, чем среднестатистический сантехник.

Бюрократические ограничения, которые накладываются на учебные заведения и как на бюджетные учреждения, и фактически не дают им возможности иметь гибкость и принимать решения быстрее
» Есть тысячи контрольных органов. Границы, в которых находятся учебные заведения, не позволяют им развиваться быстро. А те, которым это удается, – скорее исключения, которые развиваются точно не благодаря налагаемым на них ограничениям», – говорит Завгородний.

В целом учебным заведениям государственной формы собственности значительно труднее, чем частным предприятиям.

Нехватка культуры дуального образования
В то же время, такая культура есть во всех успешных странах. Там бизнесы понимают, насколько важно – качественно готовить людей к работе на их предприятиях. Это также связано с тем, что нет упора на профориентацию и карьерное консультирование для подростков.

Зарплата для преподавателей, прямо влияющая на квалификацию
» У государства нет денег быстро поднимать зарплаты преподавателям. Конечно, часто люди могут зарабатывать гораздо больше в частном секторе, работая, например, сварщиком, а не выкладывая сварку. Но все же есть некоторые преимущества, почему они выбирают преподавание. Часто они сочетают его с работой на фрилансе. Имеют гибкий график, официальное трудоустройство, бронирование .